КАК ВЫБРАТЬ ИГРУШКУ! Для любого ребенка
самый желанный подарок – игрушка. Сколько страстей разгорается между детьми и
их родителями во время посещения детских магазинов и ярмарок! Детям хочется
непременно получить то, что они увидели в витрине. А между тем многие родители
замечают, что новая и столь желанная игрушка может завладеть вниманием ребенка
на неделю, а то и меньше, а потом интерес пропадает. Почему же так происходит?
А почему некоторые игрушки остаются дороги так надолго, что человек, став
взрослым, многие годы вспоминает или хранит какого-нибудь совсем истрепанного
мишку или паровозик?
Игрушки, расчитанные на разные возрастные группы, сильно
отличаются друг от друга. Главное свойство «малышовых» игрушек (для детей
первого полугодия жизни) – сенсорная яркость, то есть зрительная, осязательная,
слуховая привлекательность, наполненность возможностями : потрогать и получить
ощущение, посмотреть, послушать.
Типичный пример – модуль «карусель» над колыбелькой малыша.
Каких только возможностей не таит в себе эта штука! Над кроваткой кружатся под
простую и успокаивающую мелодию разноцветные веселые персонажи с прорисованной
мимикой лица; глядя на них, малыш учится распознавать настроение окружающих.
Для детей второго полугодия жизни и старше становится важной
необходимость моторного (двигательного) взаимодействия с игрушкой, возможность
самому произвести какое-то действие и получить его результат. В это время ему
наиболее интересны так называемые развивающие центры, части которых можно
покрутить, потеребить, извлекая при этом разные заманчивые звуки. У таких
изощренных современных игрушек есть давнишние предшественники – самые обычные
погремушки, которые люди в разных странах и из разных материалов изготавливают
многие сотни лет, и они также пользуются неизменным успехом у малышей.
На следующем возрастном этапе маленький ребенок начинает
самостоятельно передвигаться и исследовать окружающее (это конец первого и
второй годы жизни).
Удивительно талантливыми исследователями бывают малыши этого
возраста! Они порой готовы очарованно изучать какие-нибудь самые простые
предметы, в том числе не игровые. Вы можете дать своему мальчику или девочке,
например, набор кухонной утвари (позаботьтесь только о безопасности
предлагаемых малышу вещей!) – и он будет с увлечением перебирать эти незамысловатые
предметы, испытывая максимум радости. Детишкам в этом возрасте полезно
поперебирать и материалы с различной фактурой – например, гладкие и шершавые,
мохнатые (сейчас выпускаются и специальные пособия для этого, например книжки с
разными на ощупь страницами). В этом же возрасте, с полутора-двух лет, особый
интерес начинает приобретать возня с так называемыми неструктурированными
материалами – песком или снегом, водой, крупой (или фасолью, пуговицами и
т.п.), пластилином. К сожалению, в последнее время детям меньше предлагают
подобные занятия (отчасти, мне кажется, из-за культа чистоты), однако стоит
подчеркнуть их важность для малыша и большое развивающее значение. Именно в
этом возрасте, как правило, ребенок впервые берет в руки карандаши, мелки или
краски, осознавая вдруг, что он своими действиями может оставлять след!
Чем дальше, тем больше вовлекает ребенка в свой мир стихия
игры. Примерно лет с двух все больше интересуют ребенка игрушечные животные и
куклы (возрастные границы обозначены здесь приблизительно, и один этап развития
не отделен от другого резкими границами – скорее они плавно перетекают друг в
друга). Появляются любимые, очень значимые для малыша вещи – скажем, любимая
кукла, присутствие которой может даже помочь пережить обиду или временную
разлуку с мамой (кстати, не забудьте предложить малышу взять с собой его
любимую игрушку при поступлении в детский сад – это может реально облегчить его
адаптацию в дошкольном учреждении!). И еще имейте в виду, что для малыша этого
возраста более органично и полезно катить привязанную на веревке машинку, чем
играть с дорогой радиоуправляемой (это игрушка для намного более старших детей,
она требует очень сложной зрительно-моторной координации).
Особое распространение получили ныне развивающие игры и
игрушки – к ним относятся паззлы, конструкторы, различные шнуровки
…Сконструированы эти игрушки так, чтобы специально развивать различные
психические функции ребенка – моторику (то есть произвольные движения),
восприятие, внимание, память…Эти игрушки привлекательны и обычно очень любимы
детьми. Не забывайте только, что в случае сложностей (например, при сборке
паззла) малышу надо предлагать помощь, выполнять задание совместно. Иначе,
столкнувшись несколько раз с чрезмерно сложными заданиями, ребенок может
потерять интерес к такого рода играм. Кроме того, развивающие игрушки-пособия
не должны полностью замещать собою игрушки для сюжетных игр (те самые куклы и
машинки) – ребенку нужно и то, и другое!
Все продающиеся в магазинах игрушки обязательно снабжены
возрастной маркировкой. На коробках с импортными игрушками нарисованы цифры,
обозначающие тот возраст, на который рассчитано изделие (например «0+»,
«3-9m»). Возрастные ограничения связаны как с безопасностью, так и с
функциональностью (игрушки с резкими звуками могут напугать, длинный мех
способен попасть в дыхательные пути, большую игрушку ребенок может просто не
поднять и.т.д.)
В заключение хочу отметить, что сами по себе игрушки – пусть
даже самые привлекательные — не сделают вашего ребенка счастливым или очень
развитым. Они могут помочь это сделать, если малыш будет чувствовать вашу
любовь, внимание, готовность прийти на помощь и поиграть вместе с ним.
Выбирая игрушки нужно помнить несколько простых правил:
приобретайте только сертифицированный товар;
помните о возрастных особенностях;
покупайте игрушки из различных материалов;
покупайте разные типы игрушек, направленные на развитие
различных способностей ребенка;
покупайте только те игрушки, которые нравятся вам самим!
Костин И.А., канд. психол.
Наук.
|